«На всех петербургских башнях, показывающих и бьющих часы, пробило ровно полночь, когда господин Голядкин, вне себя, выбежал на набережную Фонтанки, близ самого Измайловского моста, спасаясь от врагов, от преследований, от града щелчков, на него занесенных...»
"Двойник"

Экскурсионные программы

Художественный мир произведений Достоевского — это пространство петербургских улиц и переулков, набережных, дворов-колодцев. Поэтому Музей Достоевского не ограничивается стенами мемориальной квартиры писателя и литературной экспозицией. Экскурсоводы музея открывают посетителями в современном Петербурге своеобразный музей Достоевского и его героев под открытым небом.

Три городских экскурсионных маршрута — по Сенной площади, окрестностям Владимирской площади и Невскому проспекту — являются неотъемлемой частью жизни музея.

По следам героев романа «Преступление и наказание»
В самом петербургском романе «Преступление и наказание» Достоевский «зашифровал» конкретные названия улиц, площадей, мостов и «поселил» придуманных литературных героев в районе Сенной площади, спровоцировав читателей считать 730 шагов Родиона Раскольникова в уникальной литературной прогулке по точным адресам героев романа.
Посетители останавливаются на месте неудавшегося покаяния Раскольникова, целующего землю в центре Сенной, находят фасады «Вяземской лавры» — главной клоаки Петербурга, где проводил время Свидригайлов, проходят с героем через «кривоколенный» Таировский (Бринько) переулок, Садовую улицу и Кокушкин мост в Столярный переулок к его дому. Экскурсия пролегает мимо дома Сони Мармеладовой и Свидригайлова, пересекает Вознесенский мост, неподалеку от которого был задавлен лошадьми пьяница Мармеладов и упала на мостовую чахоточная Катерина Ивановна, и, наконец, оказывается на месте самого знаменитого убийства в мировой литературе — в доме старухи-процентщицы Алены Ивановны. Особенно дотошные читатели могут пройти с Раскольниковым «на дело» или «на пробу», заглянуть под арку, где была дворницкая, в которой он взял топор.
Таким образом, читатель совершает прогулку по всем «закоулкам» романа и «горячим точкам» сюжета, чувствует топографические детали уникального «петербургского» текста Достоевского.  

«Владимирская площадь и ее окрестности в жизни и творчестве Достоевского»

Эта экскурсия проходит по местам, где жил Достоевский как в самом начале своего творческого пути, так и в конце жизни. Первый знаменитый петербургский адрес Достоевского — это дом Прянишникова на Владимирском проспекте, куда Григорович и Некрасов, майской белой ночью пришли, чтобы выразить восхищение только что прочитанным первым романом молодого Достоевского «Бедные люди». Близ Фонтанки тесно соприкасается топография биографического и литературного Петербурга Достоевского: неподалеку от дома, где жил он сам, молодой писатель поселил своего героя, Макара Девушкина. Здесь же происходит завязка и второго произведения Достоевского — «петербургской поэмы» «Двойник»: именно на Фонтанке герой, господин Голядкин-старший, впервые встречает «совершеннейшую копию» самого себя — господина Голядкина-младшего. Поблизости разворачивается и сложная история литературных взаимоотношений молодого Достоевского с Белинским, эволюционировавших в 1840-е гг. от восторженного признания таланта автора «Бедных людей» до резкого неприятия. Также на экскурсии раскрывается история издательской и журналисткой работы Достоевского 1870-х гг.: работа в «Гражданине», издание «Дневника писателя», публикация романа «Бесы». Экскурсанты непременно побывают и у старинной церкви Владимирской Иконы Божией Матери, прихожанином которой был  Достоевский.

Достоевский на Невском
Третья экскурсия — «Достоевский на Невском» — обращается к будто бы непривычной для традиционного образа Петербурга Достоевского парадной части города. Главный проспект города — блистательный, роскошный Невский лишь изредка упоминается в произведениях писателя. Без малого 30 лет Достоевский прожил не просто в Петербурге, он провел эти годы в столице великой империи XIX в. На экскурсии можно узнать о столичной жизни Достоевского: о его привязанности к театру и дружбе с актерами, о главных книжных магазинах и их владельцах, с которыми писатель сотрудничал и часто был связан тесными отношениями. Не обходится путешествие без разговора о кондитерских (Достоевский был известным лакомкой), о кафе и ресторанах, куда заходил и сам классик, и его герои: господин Голядкин, Аркадий Долгорукий. О близком знакомстве с императорской семьей и главой святейшего Синода К. П. Победоносцевым также идет разговор на главном столичном проспекте.



Подробнее...